Аварийное покидание подводных лодок и свободное всплытие

Страх перед разбушевавшейся стихией заставляет предпринимать все необходимые меры для сохранения собственной жизни в случаях отказа техники или победы сил природы над ней.

Это касается и подводных лодок, на которых должно быть все необходимое для покидания ее личным составом в тех редких случаях, когда лодка бывает неспособна всплыть. Что касается пловцов-подводников, то и они в случае отказа дыхательных аппаратов должны располагать определенными средствами, которые бы позволили им благополучно всплывать на поверхность.

При разработке средств и методов аварийного покидания подводных лодок следует помнить о том, что до тех пор, пока корпус лодки не поврежден, давление внутри нее будет близким к атмосферному. При определенных условиях спасение людей из затонувшей подводной лодки может быть осуществлено без воздействия на них перепадов давления. Это можно сделать, подняв подводную лодку на поверхность или спустив на глубину специально сконструированные спасательные камеры. Чаще, однако, перед всплытием подводников подвергают воздействию повышенного давления до уровня давления столба воды, окружающего подводную лодку, за чем следует декомпрессия по мере их подъема на поверхность сквозь толщу воды.

Более того, ни один люк подводной лодки не может быть открыт до тех пор, пока давление внутри нее не будет уравновешено с давлением окружающего столба воды.

Выход человека из подводной лодки представляет собой лишь одну проблему, в то время как безопасный подъем его на поверхность — вторую. Третья проблема заключается в создании на поверхности воды таких условий, которые бы способствовали выживанию людей до тех пор, пока их не подберут на борт какого-либо судна.

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению всех возможных вариантов аварийного покидания подводных лодок, мы сочли целесообразным рассмотреть эти вопросы в историческом аспекте.