Аноксия разбавления

Этот вид аноксии может представлять опасность для пловцов- подводников, пользующихся кислородными аппаратами с замкнутым циклом дыхания или аппаратами, в которых для дыхания используется газовая смесь. Принцип конструкции таких аппаратов заключается в использовании дыхательного мешка емкостью 7 л, откуда струя дыхательного газа поступает в загубник, пройдя предварительно через патрон с поглотителем углекислого газа. При дыхании происходит поглощение углекислого газа и постепенное истощение запасов кислорода в дыхательном мешке, причем эти запасы пополняются из небольшого кислородного баллона — составной части такого дыхательного аппарата. Вообще говоря, пользование таким дыхательным аппаратом не составляет трудности, однако и здесь могут быть допущены ошибки, которые будут рассмотрены ниже и которые в ряде случаев приводили к гибели пловцов-подводников в результате развития аноксии.

Кислородным аппаратом с замкнутым циклом дыхания может воспользоваться и неопытный пловец-подводник. При этом он должен будет заполнить дыхательный мешок кислородом, надеть носовой зажим, взять в рот загубник, после чего он сможет войти в воду. Спокойно плывя в направлении дна, он может быть полностью поглощен наблюдениями за окружающей обстановкой, поведением рыб и других обитателей моря, забыв про все остальное. Очень скоро и совершенно незаметно для себя он потеряет сознание, опустится на дно и погибнет без борьбы за сохранение жизни.

Последовательность событий в данном случае сопряжена со смертельной ошибкой, которая заключается в следующем. Перед началом дыхания с помощью аппарата в легких такого пловца обычно имеется воздух. Если он начал такое дыхание после полного вдоха, то в его легких может находиться около 5 л воздуха, который после перемешивания с 7 л кислорода, находящегося в дыхательном мешке, приведет к образованию дыхательной смеси, состоящей из 8 л кислорода и 4 л азота. В процессе плавания под водой запасы кислорода в его дыхательном мешке будут постепенно истощаться. Повышения концентрации углекислого газа в дыхательной смеси при этом происходить не будет, так как этот газ в процессе дыхания будет адсорбироваться поглотительным патроном. В конце концов запасы кислорода в дыхательном мешке истощаются настолько, что его будет недостаточно для поддержания сознания. Никаких нарушений со стороны дыхания при этом не происходит, ибо объем азота в дыхательной системе вполне достаточен для обеспечения дыхательного объема.

Этот пример должен послужить самым серьезным предупреждением всем тем, кто рискует опускаться под воду, не имея должного опыта. Дело осложняется еще и тем, что никакого контроля за производством и продажей дыхательных аппаратов не существует; более того, умельцы сооружают простейшие модели таких аппаратов сами. Для непосвященных такие аппараты могут явиться смертельной ловушкой, для опытных — предельно экономичными и совершенно безопасными приборами.

Такой опасности, как только что описанная, можно, конечно, избежать, если перед использованием дыхательного аппарата 3—4 раза глубоко вдохнуть кислород из дыхательного мешка и выдохнуть в атмосферу; это даст возможность заполнить дыхательные пути кислородом и полностью удалить из легких азот. При этом важно также помнить о том, что, если пловец-подводник вынужден по каким-либо причинам вынуть загубник изо рта, например для того, чтобы на поверхности воды переговорить с другим пловцом, находящимся поблизости, процедура промывки легких кислородом должна быть повторена. Только после этого можно вновь подключиться к дыхательному аппарату.

Аноксия разбавления может развиваться у человека и в том случае, если он принял все необходимые меры по промывке легких кислородом. При этом парциальное давление азота в альвеолярном воздухе упадет до нуля, и азот, растворенный в жидкостях организма, начнет выходить из тканей в легкие. В течение получаса общее количество азота, выделившегося из тканей и перешедшего в легкие, может достичь 400 мл, что приведет при использовании аппарата с замкнутой системой дыхания к определенному разбавлению кислорода. Если пловец-подводник в этот момент занят спокойным созерцанием подводной жизни (при условии, что глубина погружения не очень велика), то его дыхательный объем может при этом уменьшиться до величин, меньших по сравнению с объемом выделившегося в легкие азота. Еще до того, как дыхательный мешок окажется настолько пустым, что привлечет внимание пловца-подводника, у последнего может развиться аноксическое состояние, вследствие истощения запасов кислорода в дыхательном мешке, разведенного азотом, выделившимся из тканей. Такая ситуация встречается довольно редко, но все-таки упускать ее из вида не следует. С увеличением глубины погружения шансы на развитие такого состояния уменьшаются, так как при увеличении окружающего давления происходит уменьшение скорости выведения азота из крови в легкие.

Появление у пловцов-подводников аноксии разбавления можно успешно избежать путем незначительной модификации дыхательного аппарата. В простейших случаях спортсмен заполняет дыхательный мешок кислородом по мере истощения его запасов из кислородного баллона. Однако в настоящее время принято оснащать такие баллоны редуцирующим клапаном, обеспечивающим постоянный приток кислорода из баллона в дыхательный мешок (что является разумной мерой предосторожности) и байпасом, позволяющим в случае необходимости быстро заполнить мешок кислородом. Скорость постоянного потока кислорода 3/4 л/мин, обеспечиваемая редуцирующим клапаном, вполне достаточна.

Такая система подачи кислорода у опытных водолазов не всегда пользуется популярностью. Более того, такой системой нельзя пользоваться в особых условиях, когда обстановка не допускает демаскировки пловца-подводника пузырьками воздуха. Избыток кислорода, поступающего в дыхательный мешок при использовании байпаса, выпускается через специальный стравливающий клапан. Этот клапан стравливает также воздух из дыхательного мешка при его расширении во время всплытия пловца-подводника. Опытный водолаз может использовать дыхательный мешок в качестве инструмента, контролирующего его плавучесть, с помощью стравливающего клапана, заполняя его в тех случаях, когда ему необходимо подвсплыть, и выпуская из него воздух до минимально допустимых пределов в тех случаях, когда ему нужно оставаться на дне. Общепринято мнение, что оснащение редуцирующего клапана байпасом для ручного заполнения мешка кислородом является хорошей мерой предосторожности, которая особенно важна для начинающих пловцов-подводников.

Смотрите также