Подготовка водолазов и пловцов-подводников

Начальная подготовка водолазов и пловцов-подводников состоит в ознакомлении их с водной средой и аппаратурой. После этого производят распределение курсантов по группам в зависимости от их опыта и успехов, достигнутых в процессе начального обучения, что зачастую предопределяет их будущее.

Нередко в начале подготовки будущие водолазы испытывают опасения и даже страх, что особенно проявляется у тех, кто плохо знаком с водной средой. У опытных пловцов (а умение плавать — одно из главных требовании, предъявляемых ко всем лицам, собирающимся стать водолазами или пловцами-подводниками) таких явлений почти не встречается. В этих случаях возможны два подхода— «резкий» и «деликатный».

При «резком» подходе инструкторы обычно силой заставляют испуганных курсантов войти в воду. Если кто-либо из них, всплыв на поверхность, обращается к инструктору с просьбой разрешить ему выйти из воды, его вновь заставляют уйти под воду. Инструктор при этом должен следить за безопасностью своего подопечного. Рациональность такого подхода заключается в том, что те, кто вынесет подобное испытание, вероятнее всего справятся и с более трудными ситуациями, которые могут встретиться под водой, не впадая при этом в панику.

«Если курсанты выдержат курс такой подготовки, то они выдержат все» —  таков девиз сторонников «резкого» подхода к обучению водолазов и пловцов-подводников. Может быть, это и так, однако при использовании этого метода наблюдается большой отсев способных людей. Многие из тех, кто выбыл из числа обучающихся водолазному делу, при небольшой помощи и ободрении со стороны инструкторов могли бы успешно закончить курс обучения, преуспеть в водолазном деле и стать со временем опытными водолазами-специалистами. От этого метода в настоящее время постепенно начинают отказываться.

«Деликатный» подход к вопросам подготовки водолазов и пловцов-подводников состоит в постепенном ознакомлении будущих специалистов с водной средой. При использовании этого метода подводник длительное время изучает специальную аппаратуру, проводя многие часы в учебных классах. Прежде чем погружаться на определенные глубины, начинающие водолазы долгое время находятся на мелководье, «собираясь с духом», и уходят на глубину тогда, когда сами сочтут это возможным. Первые погружения могут быть организованы в закрытых бассейнах или специальных емкостях с теплой водой, а затем переводятся на открытую воду. Такая подготовка требует определенных затрат времени. При использовании этого метода обучение завершает большое число людей, однако остается неясным, как некоторые из них будут себя вести в чрезвычайной обстановке. Более того, поскольку эта подготовка носит обычно групповой характер, необходимо иметь специальные учебные программы по которым проверялись бы возможности «среднего» учащегося.

Следует отметить, что в настоящее время созрела необходимость в разработке такого метода подготовки водолазов и пловцов-подводников, который был бы чем-то средним между «резким» и «деликатным» подходом к обучению. Известно, что успех любой подготовки зависит главным образом от способности инструктора вселить уверенность в своих учеников, при этом чем больше времени инструктор проводит вместе со своей группой в воде, тем большего успеха в этом отношении он добивается.

Некоторые инструкторы уверяют, что наиболее трудными в процессе практического обучения водолазному делу являются первые два дня. Если курсант нашел в себе силы бесстрашно выдержать этот двухдневный экзамен, то все остальное преодолевается им гораздо легче.

Будущие водолазы и пловцы-подводники должны быть хорошо знакомы не только с окружающей средой. Они обязаны в совершенстве владеть дыхательным аппаратом, хорошо знать принципы его работы и уметь поддерживать его в рабочем состоянии. Желательно, хотя и не всегда возможно, чтобы каждый пловец-подводник пользовался лишь одним типом дыхательного аппарата. В любом случае владелец дыхательного аппарата, прежде чем войти в воду, должен провести его окончательную проверку и быть уверенным в том, что он полностью заряжен и находится в хорошем рабочем состоянии.

Наибольшее количество ошибок в процессе подготовки водолазов и пловцов-подводников бывает на ранних стадиях обучения. Эти ошибки должны предупреждаться инструкторами водолазного дела. К ним также должны быть готовы и специалисты службы спасения. На ранних стадиях обучения водолазам следует разрешать спуск под воду только со страховочным концом. С самого начала подготовки и в последующее время пловцы-подводники должны проявлять максимум осторожности, от чего зависит успешное выполнение поставленной задачи.

При всех типах погружений основными требованиями, предъявляемыми к водолазам и пловцам-подводникам являются: уверенность в себе, знание своего дыхательного аппарата и вера в его надежность, а также соблюдение водолазами и пловцами-подводниками необходимых мер предосторожности.

После завершения начального курса проводят специальную подготовку, которая имеет целью подготовить водолазов и пловцов-подводников для действия в специфических условиях.

В зависимости от типов дыхательных аппаратов, которыми пользуются водолазы и пловцы-подводники, их подразделяют следующим образом.

1. Ныряльщики. К таковым относятся пловцы-подводники, не пользующиеся дыхательными аппаратами и вынужденные при пребывании под водой задерживать дыхание. Такие «водолазы» могут пользоваться дыхательной трубкой Шноркеля.

2. Водолазы с автономной системой дыхания (легководолазы). Этот термин употребляется для характеристики водолазов, пользующихся при пребывании под водой дыхательными аппаратами. Зачастую таких людей называют аквалангистами. Такие водолазы и пловцы-подводники пользуются различными типами дыхательных аппаратов с закрытой, открытой и полузакрытой системой дыхания.

Водолазы с автономной системой дыхания могут быть обуты в специальную обувь или иметь ласты в зависимости от того, что они должны делить при пребывании под водой — ходить по дну или плавать.

3. Автономные водолазы (пловцы-подводники). Этот термин употребляется по отношению к водолазам, пользующимся автономной системой дыхания, не связанным ничем с поверхностью и действующим на глубине самостоятельно.

4. Боевые пловцы. Это люди, специально подготовленные для ведения боевых действий под водой. Дыхательные аппараты, которыми они пользуются, обладают длительным сроком действия на сравнительно небольших глубинах и обеспечивают абсолютную скрытность проводимых операций. Боевыми пловцами обычно являются служащие военно-морского флота. К этой группе подводников можно также отнести водолазов, занимающихся извлечением из воды неразорвавшихся бомб и мин.

5. Обычные (стандартные) водолазы. До последнего времени эти специалисты были самой многочисленной группой водолазов-профессионалов. Их Одежда состоит из мягкого водолазного скафандра, металлического шлема и тяжелых водолазных ботинок. Эти специалисты наиболее часто используются при осуществлении подъема затонувших судов и проведении различного рода работ на глубине. Воздух таким водолазам подается с поверхности членами экипажа водолазного судна, с которыми водолаз поддерживает постоянную связь с помощью спасательного конца или телефона.

6. Водолазы-глубоководники. Снаряжение обычных водолазов у этой категории специалистов может быть модифицировано путем оснащения мягкого водолазного снаряжения патроном с поглотителем углекислого газа и полузакрытой системой дыхания, что дает возможность использовать гелио- кислородную смесь при работе водолаза на глубинах, превышающих 90 м.

7. Легководолазы, обеспечиваемые воздухом с поверхности. Сравнительно недавно было разработано снаряжение, позволяющее водолазу работать на глубине в комфортных условиях с обеспечением его безопасности и мобильности. Такие водолазы могут быть одеты, как водолазы с автономной системой дыхания, имея на ногах специальные ботинки или ласты. Воздух им обычно подается с поверхности из баллонов по легкой и прочной трубке, обладающей большой гибкостью, с использованием дыхательного автомата, расположенного на маске водолаза. В дополнение к этому такие водолазы оснащены автономными дыхательными аппаратами которые автоматически включаются в работу в случае отказа в работе системы, подающей воздух с поверхности.

Смотрите также