Предупреждение об истощении запасов воздуха в баллонах

Каждый дыхательный аппарат должен быть снабжен специальным сигнальным устройством, предупреждающим водолаза об истощении запасов дыхательного газа в баллонах. Манометр, имеющийся на каждом баллоне, дает водолазу сведения о степени заполнения баллонов газом, однако при пребывании под водой читать показания таких манометров бывает довольно трудно. Для того чтобы это сделать возможным, манометры должны подсоединяться к баллону на довольно длинной- трубке, которая не только создает определенные неудобства, выдаваясь за пределы аппарата, но и может быть согнута или даже сломана. В тех случаях, когда манометры присоединяются к дыхательным аппаратам, отверстие, ведущее к ним, должно быть очень маленьким, чтобы в случае повреждения манометра под водой не было большой утечки воздуха.

В качестве сигнальных систем, предупреждающих водолаза об истощении запасов воздуха в баллонах, используются различные приспособления. Простейший способ такого предупреждения заключается в выделении одного резервного баллона при многобаллонной системе. Емкость этого баллона может быть меньше по сравнению с остальными. Другой метод заключается в установке на линии подачи воздуха специального клапана, который вызывает затруднения дыхания при падении давления в баллонах до определенной величины, скажем, до 1/4 первоначального давления. При наступлении такого затруднения дыхания клапан может быть выключен рукой, что даст возможность свободно использовать воздух, оставшийся в баллонах.

Интересен метод, применяемый водолазной службой британского военно-морского флота. Так, например, в двухбаллонных аппаратах сначала используется только один баллон. После истощения запасов воздуха в этом баллоне водолаз, почувствовав затруднение дыхания, может сразу же путем нажатия на отсечной клапан пружинного типа или путем поворота специального крана подключить второй баллон к первому, выровняв, таким образом, давление в двух баллонах, которые при этом заполняются воздухом только наполовину. При использовании отсечного клапана пружинного типа все это делается автоматически. Таким образом, водолаз предупреждается о том, что воздух в одном баллоне израсходован. Он может при этом продолжать дышать дальше до тех пор, пока воздух в первом баллоне не будет израсходован вновь. Вслед за этим процесс уравнивания давления в баллонах может быть повторен. После вторичного выравнивания давления в баллонах каждый баллон остается заполненным воздухом только на четверть от первоначального заполнения. Это служит для водолаза сигналом, что он должен заканчивать пребывание йод водой и готовиться к всплытию. Если необходимо третье выравнивание давления в баллонах, то после этого водолаз должен сразу же всплыть на поверхность, так как ко времени истощения запасов воздуха в первом баллоне после третьего выравнивания давления им будет израсходовано 7/8 всех запасов имеющегося у него воздуха.

Простота перезарядки баллонов является одним из весьма важных факторов. Независимо от метода перезарядки необходимо создать такие условия, при которых была бы абсолютная уверенность в полном заполнении баллонов. Сигнализирующие устройства следует при этом снимать и устанавливать вновь после заполнения баллонов воздухом. Соединяющие детали должны сохранять герметичность при очень высоких давлениях. Следует помнить, что металлические соединения весьма часто дают утечку воздуха в тех случаях, когда они не совсем чисты. Волокнистые прокладки, используемые в местах соединений воздушных линий, должны быть туго затянуты гайками. В таких случаях наилучшая герметичность достигается при использовании муфты (резиновой прокладки), которая содержит резиновое кольцо с отверстием внутри. Эту резиновую прокладку размещают таким образом, что при увеличении давления внутри трубки прокладка плотно прижимается к соединительной шайбе, обеспечивая тем самым полную герметичность соединения. Подсоединение и отсоединение воздушных магистралей производят с помощью гаек.

Смотрите также