Современные подводные лодки

Преимущества подводных лодок по сравнению с надводными кораблями совершенно очевидны. Эксплуатация атомных подводных лодок показала, что они с успехом могут быть использованы в качестве подводных транспортов. В настоящее время проводятся работы по созданию подводного транспорта, оснащенного ядерной силовой установкой. Водоизмещение этой лодки будет составлять 28 000 т при скорости хода 25 узлов. Этот корабль будет называться «Моби Дик». Такому подводному транспорту не будут страшны ветры и штормы, и он сможет открыть новые торговые трассы под полярными льдами. Возможность использования транспортной подводной лодки для перевозки пассажиров маловероятна. Единственное, что может привлекать людей совершить путешествие на борту такой лодки, — отсутствие качки.

Со времени оснащения подводных лодок механическими двигателями в развитии подводного флота можно отметить три основных этапа. Первый этап связан с проблемой, с которой пришлось столкнуться конструкторам; она заключалась в том, что в подводном положении нельзя использовать двигатели внутреннего сгорания вследствие невозможности оснащения лодок системой подачи воздуха и отведения отработавших газов. Эта проблема была решена путем разработки электрических двигателей, получавших питание от батарей. Однако работа таких лодок осложнялась тем, что запасы энергии в батареях были ограничены и лодкам приходилось часто всплывать на поверхность для перезарядки батарей. Таким образом, лодка должна была иметь два двигателя —  электрический для плавания под водой и двигатель внутреннего сгорания для плавания в надводном положении и перезарядки аккумуляторов. Время пребывания лодки в подводном положении зависело от мощности ее аккумуляторных батарей и характера действий лодки под водой. В самых оптимальных случаях время пребывания таких лодок под водой редко превышало 48 часов. Всплытие на поверхность, а также перезарядка аккумуляторных батарей сопровождались заполнением лодки свежим воздухом. Необходимость всплытия лодок на поверхность через столь короткие промежутки времени в значительной степени снижала их боеспособность.

Вторым важным этапом в развитии подводного флота была разработка шноркельного устройства (РДП), которое дало возможность осуществлять забор воздуха и перезарядку аккумуляторных батарей с перископной глубины. Однако это устройство обладало рядом недостатков, не говоря уже о том, что подводная лодка при его использовании вынуждена была находиться в подводном положении почти у поверхности воды. По конструктивным соображениям диаметр РДП не мог превышать 20 см, а это означало, что во время движения лодки потребности двигателя в воздухе удовлетворялись за счет падения давления внутри лодки. Более того, в неспокойном море каждый раз, когда мачта РДП уходит под воду, оно автоматически закрывается, что приводит к временному падению давления внутри лодки. Иногда такое падение давления приводит к появлению у подводников резкой боли в ушах. Третья, хотя и менее частая, опасность заключается в том, что при определенных погодных условиях выхлопные газы, образующиеся при работе дизельных двигателей подводных лодок, вновь попадают внутрь лодки через РДП.

Несмотря на эти отрицательные стороны, применение РДП сделало подводные лодки более эффективными. Особенно большим шагом вперед было оснащение подводных лодок ядерными силовыми установками, что послужило началом эры «истинных» подводных лодок. Такой истинной подводной лодке во время выполнения боевого задания периодически всплывать на поверхность не нужно. Выхлопных газов при работе такой силовой установки не образуется. Эти установки одинаково хорошо действуют как в надводном, так и в подводном положении корабля. Принцип работы этого двигателя заключается в том, что с помощью тепла, вырабатываемого ядерным реактором, образуется перегретый водяной пар, энергия которого используется для вращения турбинного двигателя.

Смотрите также